Annual Report 2011
Get Adobe Flash player

Russian Economy and Banking Sector

In 2011, the Russian economy continued to recover after the crisis. Compared with 2010, overall GDP growth did not change, but the economic situation improved in many respects, and numerous industries rebounded to pre-crisis growth. Last year, the main drivers of economic growth in Russia were strengthening domestic demand and high international oil prices. At the same time, the major uncertainty in the global economy, escalating debt crisis in Europe, and volatility on financial markets restrained the Russian economy.

In 2011, Russia’s GDP increased by 4.3%, industrial production by 4.7%, and investment in fixed assets by 6.2%. GDP growth was driven mainly by an increase in commercial reserves, whose share in GDP was 4.4%, compared with 1% in 2010. In addition, the share of net exports increased from 8.1% to 8.5%. The share of ultimate consumption decreased from 69.5% to 66.5% and that of investments in fixed assets from 21.4% to 20.6%. In absolute terms, however, all of these indicators rose. The key drivers of GDP growth were agriculture (16%), manufacturing (6.5%) and mining (1.9%).

The rapid recovery of the economy and record low inflation for Russia of 6.5% had a positive effect on the banking sector. Overall, 2011 was successful for Russian banks: by the year-end, the aggregate profit of credit institutions had reached a record RUB 848.2 billion, 46% higher than in 2010. The key profit drivers were income from the difference between interest on retail loans and expenses on deposits, as well as income from trading operations.

Key indicators for the Russian economy, %

Profits of Russian banks, RUB billion

Download XLS


Download XLS

Last year, the assets of the Russian banking sector increased by 23.1% to RUB 41.6 trillion. The four largest domestic banks had a combined share of 51.0%, 4.7 percentage points more than in December 2010. The rapid asset growth was due to an increase in penetration of banking services, defined as the ratio of total bank assets to GDP, from 75% to 77%.

Deposits by businesses and individuals remained the main source of funding in 2011. The volume of corporate funds in accounts and deposits climbed by 25.9% to RUB 13.7 trillion, while that of individual savings in deposits and securities rose by 20.9% to RUB 11.9 trillion. The Central Bank also played a more prominent role as a source of funding.

In 2011, there was a significant revival in lending to the real sector, which more than doubled year-on-year. The increase in loan portfolio growth took place in the second half of the year, largely due to the devaluation of the ruble, and was dominated by significant foreign-currency lending: at the year-end, foreigncurrency loans accounted for 18% of the loan portfolio.

Overall, the loan portfolio of Russian banks climbed by 29.6% to RUB 28.7 trillion. The most rapid growth in lending was in the retail portfolio, which increased by 35.9% to RUB 5.6 trillion. Unlike in 2010, all types of lending increased in 2011. The volume of loans to the non-financial sector of the economy expanded by 26.0% in 2011, compared with 12.1% in 2010.

Key indicators for the Russian banking system, RUB billion

Corporate and retail deposits, RUB billion

Download XLS

Download XLS

Increased lending in Russia was accompanied by a marked reduction in the share of overdue loans, which totaled 3.9%, compared with 4.7% in 2010. As of 1 January 2012, the share of overdue loans to non-financial organizations was 4.6%, compared with 5.3% a year earlier, while that of consumer loans was down by 1.67 percentage points to 5.24%. Stricter requirements for borrowers and the general improvement in the Russian economy helped improve loan repayments in the second half of 2011.

Bank lending in Russia, RUB billion

Download XLS

The fall in the share of bad debt and higher asset quality allowed banks to reduce allocations to provisions. Hence the share of provisions in the total portfolio fell to 8.5% at the year-end, compared with 10.5% at the end of 2010. The NPL coverage ratio remained at a comfortable level of 179%, slightly lower than 186% in 2010.

Seeking to maximize profits, Russian banks remained active in the securities market in 2011, and the securities portfolio of the sector expanded by 6.6% to RUB 6.2 trillion. However, unlike 2010, the share of securities in banking assets declined amid a rising loan portfolio share.

In the second half of 2011 there was a liquidity squeeze in the banking system coupled with strong demand for loans and low interest rates on retail deposits. Because of the worsening debt crisis in the US and Europe, Russian companies’ access to international funding sources was temporarily closed and capital outflows increased, causing the ruble to weaken. Rates on the interbank market rose and the volume of funds provided in the form of Finance Ministry deposits and via Central Bank repo operations increased. Competition for retail customers intensified and banks began to raise rates on deposits, which made them more attractive given the relatively low inflation. By the year-end, the liquidity situation stabilized and demand for credit remained strong, helping to boost interest rates: from July to December, the average rate on corporate loans rose from 7.9% to 9.3%.

Top


Outlook for 2012

This year, the outlook for the economy worldwide and in Russia, as well as the domestic banking sector, will remain uncertain. However, given the trends in the banking industry, we expect demand for loans to remain quite high, while requirements for borrowers may tighten. In 2012, the Central Bank believes that lending growth in Russia will slow slightly and is unlikely to exceed 20%, while deposits will expand by no more than 15-19%. However, the slowdown will not allow the banking sector to grow faster than other parts of the economy, and this consequently reduces the risk of the 2009 crisis reoccurring.

The major factors that could hinder lending growth in Russia are funding and capital adequacy. Nonetheless, overall profits are expected to be RUB 600-700 billion in 2012.

Top

IR contacts

Tel.:  +7 (495) 620 9071
Fax: +7 (495) 620 1953
Web-site: http://www.vbank.ru
Email:  investor@voz.ru

  • Share page

    Share with others:

  • Print version
  • Add to favorites
  • Send via e-mail
  • Feedback
My report
Related sections:
See also:

Годовой отчет 2011
Get Adobe Flash player

Экономика и банковский сектор России

В 2011 году в России продолжилось восстановление экономики после кризиса. По сравнению с 2010 годом общие темпы роста ВВП не изменились, однако по многим показателям экономическая ситуация улучшилась, а ряд отраслей достиг докризисных темпов развития. Основными факторами роста российской экономики в 2011 году стали активизация внутреннего спроса, а также высокие цены на нефть на международных рынках. В то же время высокая не¬определенность в мировой экономике, эскалация долгового кризиса в Европе, а также волатильность финансовых рынков оказали сдерживающее влияние на экономику России.

По итогам 2011 года ВВП России вырос на 4,3%, промышленное производство – на 4,7%, а объем инвестиций в основной капитал увеличился на 6,2%. Рост ВВП произошел в основном за счет увеличения промышленных запасов: в 2011 году их доля в ВВП составляла 4,4% по сравнению с 1% в 2010 году. Также выросла доля чистого экспорта с 8,1% до 8,5%. При этом доля расходов на конечное потребление снизилась с 69,5% до 66,5%, а доля инвестиций в основной капитал – с 21,4% до 20,6%. В абсолютных цифрах все эти показатели, тем не менее, выросли. Важными факторами роста ВВП стали также сельское хозяйство – увеличение составило 16%, обрабатывающая промышленность (+6,5%) и добыча полезных ископаемых  (+1,9%).

Основные показатели развития российской
экономики, %

Прибыль российских банков, млрд рублей

Скачать график в формате XLS


Скачать график в формате XLS

Активное восстановление экономики и рекордно низкая для России инфляция в 6,5% положительно повлияли на развитие банковского сектора. В целом 2011 год для российских банков оказался успешным: по итогам года совокупная прибыль кредитных учреждений достигла рекордной суммы в 848,2 млрд рублей, что на 46% больше показателя 2010 года. Основными факторами роста прибыли стали доходы, полученные от разницы между процентными доходами по кредитам физических лиц и расходами по вкладам, а также доходами от торговых операций.

Показатели банковской системы России, млрд рублей

Корпоративные и розничные депозиты, млрд рублей

Скачать график в формате XLS

Скачать график в формате XLS

Активы банковского сектора в России в 2011 году увеличились на 23,1% и достигли 41,6 трлн рублей. При этом 51,0% их объема приходился на четыре крупнейших российских банка, что на 4,7 п.п. больше показателя декабря 2010 года. Высокие темпы активов обусловили и рост уровня проникновения сектора банковских услуг, определяемый как соотношение совокупных активов банков к ВВП, – с 75% до 77%.

Главным источником формирования ресурсной базы банковского сектора в 2011 году оставались вклады юридических и физических лиц. Объем средств юридических лиц на счетах и депозитах в 2011 году вырос на 25,9% и составил 13,7 трлн рублей. За год доля сбережений частных лиц, размещенных во вклады и ценные бумаги, выросла на 20,9% и достигла 11,9 трлн рублей. Более заметную роль в качестве источников фондирования стали играть также средства Центрального банка.

В отчетном периоде наблюдалось значительное оживление кредитования реального сектора. Темпы выдачи кредитов в 2011 году более чем вдвое превысили показатели 2010 года. Увеличение динамики роста кредитного портфеля пришлось на вторую половину года во многом из-за падения курса рубля и характеризовалось значительным объемом валютного кредитования – по состоянию на конец 2011 года на займы в иностранной валюте приходилось 18% кредитного портфеля.

По итогам 2011 года общий объем кредитного портфеля российских банков увеличился на 29,6% и достиг 28,7 трлн рублей. Самый высокий темп роста продемонстрировал розничный сегмент кредитования – объем портфеля вырос на 35,9% до 5,6 трлн рублей. При этом в отчетном периоде, в отличие от 2010 года, активно развивались все виды кредитования. Объем кредитов нефинансовому сектору экономики в 2011 году вырос на 26,0% по сравнению с 12,1% ростом в 2010 году.

Банковское кредитование в России, млрд рублей

Скачать график в формате XLS

Рост кредитования в России сопровождался заметным сокращением доли просроченной задолженности: 3,9% против 4,7% в 2010 году. При этом доля просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям на 1 января 2012 года составляла 4,6% против 5,3% годом ранее, а по кредитам физических лиц сократилась за год на 1,67 п.п. до 5,24%. Повышению возвратности кредитов способствовало ужесточение требований к заемщикам во второй половине 2011 года и общее улучшение экономической ситуации в стране.

Уменьшение доли просроченной задолженности и улучшение качества активов позволило банкам сократить отчисления в резервы, что привело к снижению доли резервов в совокупном портфеле к концу 2011 года до 8,5% по сравнению с 10,5% на конец 2010 года. Коэффициент покрытия кредитных рисков на конец отчетного периода оставался на комфортном уровне 179%, что немного ниже показателя 2010 года в 186%.

В 2011 году российские банки, стремясь максимизировать прибыль, сохраняли высокую активность на рынке ценных бумаг. Портфель ценных бумаг российского банковского сектора в 2011 году вырос на 6,6% до 6,2 трлн рублей. Однако, в отличие от 2010 года, доля ценных бумаг в банковских активах сокращалась на фоне роста доли кредитного портфеля.

Тенденцией второй половины 2011 года стало снижение ликвидности в банковской системе на фоне высокого спроса на кредиты и низкого уровня ставок по розничным депозитам. Из-за обострения долгового кризиса в Европе и США для российских эмитентов временно закрылся доступ к международным источникам фондирования, отток капитала усилился, что способствовало ослаблению рубля. Ставки на межбанковском рынке повышались, рос также объем средств, предоставленных в форме депозитов Министерства финансов и в рамках сделок по РЕПО Банка России. Обострилась конкуренция за средства розничных клиентов, и банки начали повышать ставки по депозитам, что на фоне относительно невысокой инфляции сделало их более привлекательными. К концу года ситуация с ликвидностью нормализовалась, при этом кредитный спрос оставался активным, способствуя росту процентных ставок – средняя ставка по корпоративным кредитам выросла с 7,9% в июле до 9,3% в декабре 2011 года.


Прогнозы на 2012 год

В 2012 году сохранится неопределенность в отношении дальнейшего развития мировой экономики, российской экономики и банковского сектора России. Впрочем, тенденции развития банковской отрасли таковы, что, с учетом сложившихся тенденций, по нашим прогнозам, спрос на кредиты останется достаточно активным, при этом требования к заемщикам могут ужесточиться.

По данным ЦБ РФ, рост кредитования в России в 2012 году немного замедлится и вряд ли превысит 20%, объем депозитов вырастет не более чем на 15-19%. Вместе с тем замедление темпов роста не позволит банковскому сектору развиваться быстрее остальных составляющих экономики и, следовательно, снизит риски повторения кризиса 2009 года.

В 2012 году фондирование и уровень достаточности капитала могут стать основными факторами, сдерживающими рост кредитования в российском банковском секторе. Тем не менее, прогнозируемый уровень прибыли банковского сектора на 2012 год оценивается на уровне 600-700 млрд рублей.

Вверх

Связаться с Отделом по связям с инвесторами

Тел:  +7 (495) 620 9071
Факс: +7 (495) 620 1953
Сайт: http://www.vbank.ru
e-mail:  investor@voz.ru

  • Поделиться

    Интересная статья? Поделитесь с другими:

  • Версия для печати
  • Добавить в избранное
  • Отправить на e-mail
  • Обратная связь
Корзина печати
Разделы по теме:
Связанные ссылки: