Annual Report 2011
Get Adobe Flash player

Retail business

Last year was a favorable one for retail banking in Russia. As purchasing power rose, activity on consumer credit programs intensified contributing to a recovery in demand for mortgages, bank cards and related services. Depositor confidence in the Russian banking system was fully restored, so the Central Bank began to monitor more closely offers on interest rates that are substantially higher than the refinancing rate.

In 2011, the main drivers of the Bank’s retail banking business were loans to individuals, term deposits, and other fee-based services.

The Bank’s main objectives in the retail segment in 2011 were:

  • attracting deposits, with a focus on the medium and long terms
  • rapidly expanding the loan portfolio
  • improving the quality of the loan portfolio by reducing arrears and NPLs
  • continuing active cross-selling
  • securitization of the Bank’s mortgage portfolio

Deposits

Bank Vozrozhdenie’s retail deposit portfolio stood at RUB 72.1 billion at the end of 2011. This moderate growth was generally in line with market trends during the reporting period. As such, the Bank was the 12th largest Russian bank in terms of retail deposits.

Individual deposits, RUB billion

Download XLS


Breakdown of retail portfolio, 2011

Download XLS

In the first half of 2011, Bank Vozrozhdenie did not adjust the interest rates on its term deposits; only in the fourth quarter were they increased on ruble instruments. Over the year, the maximum interest rate on the Bank’s deposits rose by 1 percentage point to 9% annually. The effective maximum rate for foreign-currency deposits fell by 0.29 percentage points to 5.1% annually.

At the year-end, about 291,000 customers had retail deposits with the Bank.

In 2011, the Bank managed to expand its long-term deposit base. The share of deposits for 18 months or more in the retail deposit portfolio was 67.8%, compared with 62.7% in 2010. The most popular long-term deposits are seasonal ones with added benefits: the ability to make credit and debit transactions and have interest added monthly.

A priority for 2012 is to boost the deposit base more rapidly, primarily by providing high-quality, convenient banking services. There are plans to increase the existing customer loyalty by offering special terms for deposits in highpriority categories: people that use Bank Vozrozhdenie payroll programs, pensioners, and state employees.

Top

Lending

In 2011, the total retail loan portfolio climbed by RUB 7.7 billion, an increase of around 46.7%. Late in the year, the Bank concluded a RUB 4 billion deal to securitize the mortgage portfolio.

The growth came mainly from greater demand for home loans, which accounted for around 63% of all retail loans granted in 2011. When disbursing credit, the Bank focused on customers with proven and stable incomes, mainly those involved in its corporate payroll programs, government personnel, employees of large enterprises that meet the Bank’s requirements, depositors, and people who already have a positive credit history.

One priority in 2011 was to maintain high quality. The share of NPLs in the total retail loan portfolio stood at 2.59% at the year-end, down from 5.36% at the end of 2010.

Mortgages

Last year, the rise in the Bank’s retail loan portfolio was primarily driven by a surge in mortgage lending. In 2011, the mortgage portfolio soared from RUB 9.9 billion to RUB 15.4 billion (including securitization), up 56.9%.

Retail loan portfolio

Download XLS


Quality of the retail loan portfolio

Download XLS

To boost mortgage lending last year, Bank Vozrozhdenie revised various conditions in favor of clients: it canceled the fees for arranging and maintaining loans, launched a collective insurance scheme and approved new partnership programs.

In 2011, the Bank actively developed partnership programs with realtors, developers and corporate clients, and it concluded several agreements with new partners. These ensured that loan issuance volumes remained high throughout the year.

Despite the difficulties with liquidity in the banking system, in December 2011, the Bank successfully and promptly completed a transaction to securitize its mortgages. RUB 2.931 billion in Class A bonds were placed via public subscription on MICEX and RUB 1.14 billion in Class B bonds were bought by the Bank. International ratings agency Moody’s has assigned the Class A bonds a rating of ‘Baa2’. The price per bond was RUB 1,000, which is 100% of the par value. The instruments are to be redeemed in full on 10 August 2044.

The securitization of mortgages allowed the Bank to attract long-term financing for funding active transactions, as well as increase long-term liquidity.

Consumer lending

In 2011, the Bank gradually improved its terms for consumer and car loans. It increased the maximum amount available for individual products and term and reviewed the option of securing loans with land, a parking space, or claims on such property.

As a result, last year, the Bank’s consumer lending portfolio expanded from RUB 4.3 billion to RUB 6.3 billion, while the loans granted totaled RUB 5.8 billion.

By the end of 2012, the Bank intends to expand its portfolio of consumer loans to RUB 9.2 billion.

Top

Payments and transfers

One of the Bank’s priorities in the retail business is boosting fee income. Products that generate fees provide a stable revenue base. In 2011, the Bank conducted over 16.7 million retail payments and transfers, while revenues from settlement operations increased by 11%. Bank Vozrozhdenie intends to maintain the growth momentum in 2012.

The main drivers of the fee-based business are enhancing the size and quality of the partner pool, streamlining banking technology and improving customer service. Today, the Bank processes payments from the public for more than 5,300 organizations, more than 1,000 of which work with Bank Vozrozhdenie under direct contracts. Among them are core recipients such as Mosenergosbyt, Mosoblgaz, Rostelecom, the ‘Big Three’ mobile operators, regional providers of communal services, and subdivisions of state institutions.

The Bank’s settlement services are currently available in 160 sales offices and via self-service equipment, including 785 ATMs. In 2011, the Bank installed 40 payment terminals on its own premises and those of partner organizations. This increased the speed of customer service in branches and enhanced overall service quality by transferring less important mass transactions to self-service equipment. Last year, about 300 million payments totaling RUB 260 million were made to 440 different organizations.

The Bank intends to develop its payments and transfers business rapidly by expanding its terminal network and service range. In 2012, it also plans to launch joint projects with major payment and money transfer systems.

Top

Cross-selling and customer service

As interbank competition intensified, the Bank stepped up its cross-selling campaign in 2011. The main drivers of cross-selling were customized programs for corporate clients and partnership programs with the largest developers and realtors, while the number of partners also rose.

The Bank used text messages and phone calls to work with retail customers, informing employees of corporate programs about preferential terms for loans, as well as notifying about the end of term deposits, changes in office opening hours, the installation of new ATMs, etc. Starting in 2011, customers could apply online to obtain preliminary calculations for loans and deposits. As a result, loans worth RUB 538 million were disbursed.

Cross-selling was also conducted for people involved in the Bank’s payroll programs and employees of large organizations that meet its requirements. By the year-end, the volume of deposits held by participants in payroll programs had climbed by 2.7%, while the number of loans and their volume were up 38.4% and 24.5% respectively.

Top

Development priorities

In 2012, the Bank intends to maintain retail business growth. In terms of lending, the priorities will be rapidly expanding the loan portfolio and preserving its quality. There are plans to increase the mortgage portfolio further and consumer loans by 33%. The Bank intends to market loans mainly to reliable clients, including participants in payroll programs, clients with solid credit histories, and employees of government organizations and large companies.

Key drivers of the retail business will be increasing the number of partners on mortgage programs, boosting cross-selling and expanding the network of self-service equipment. The latter includes those on the premises of partner organizations, where customers will be able to pay for services on delivery.

In 2012, an important source of growth will be cross-selling. The Bank intends to maintain active contacts with existing, former and potential clients. A priority will be increasing the number of depositors and the volume of funds. To accomplish this, the Bank plans to introduce bundled services for holders of large deposits and premium services for VIP clients.

Top

IR contacts

Tel.:  +7 (495) 620 9071
Fax: +7 (495) 620 1953
Web-site: http://www.vbank.ru
Email:  investor@voz.ru

  • Share page

    Share with others:

  • Print version
  • Add to favorites
  • Send via e-mail
  • Feedback
My report
Related sections:
See also:

Годовой отчет 2011
Get Adobe Flash player

Розничный бизнес

2011 год оказался благоприятным для развития розничного бизнеса российских банков. С ростом платежеспособного спроса населения активизировалась работа по программам потребительского кредитования, в фазу активных продаж вернулась ипотека, увеличился спрос на банковские карты и связанные с ними сервисы. Полностью восстановилось доверие вкладчиков к российской банковской системе, в связи с чем Банк России стал более серьезно отслеживать предложения банков по процентным ставкам, существенно превышающим ставку рефинансирования.

В отчетном периоде основными операциями, оказавшими наибольшее влияние на развитие розничного бизнеса банка «Возрождение», являлись кредитование частных клиентов, размещение привлеченных средств во вклады, а также оказание прочих банковских услуг за комиссионное вознаграждение.

Основными задачами Банка в розничном сегменте в 2011 году стали:

  • привлечение средств во вклады с фокусом на средне- и долгосрочные депозиты;
  • активное наращивание кредитного портфеля;
  • повышение качества кредитного портфеля за счет снижения уровня просроченной и проблемной задолженностей;
  • продолжение практики активных кросс-продаж;
  • проведение комплекса мероприятий по секьюритизации ипотечного портфеля банка.

Депозиты

Общий объем депозитного портфеля банка «Возрождение» к концу 2011 года увеличился до 72,1 млрд рублей. Умеренная динамика роста объема розничных депозитов в целом соответствовала рыночным тенденциям отчетного периода. По итогам 2011 года банк «Возрождение» занял 16-е место в рейтинге крупнейших банков России по объему розничного депозитного портфеля.

Депозиты частных лиц, млн рублей

Скачать график в формате XLS


Структура портфеля розничных кредитов, %

Скачать график в формате XLS

В первой половине года банк «Возрождение» не корректировал уровень процентных ставок по срочным депозитам. Лишь в четвертом квартале 2011 года была увеличена доходность вкладов физических лиц в национальной валюте. К концу отчетного периода максимальная ставка по вкладам Банка выросла на 1 п.п. до 9% годовых. По вкладам в иностранной валюте произошло некоторое снижение эффективной максимальной ставки – на 0,29 п.п. до 5,1% годовых.

К концу 2011 года число клиентов, разместивших вклады в Банке, составило 291 тыс. человек.

В отчетном периоде банку «Возрождение» удалось сохранить и нарастить базу долгосрочных вкладов. Доля депозитов сроком 1,5 года и более в розничном депозитном портфеле составила 67,8%, по сравнению с 62,7% в 2010 году. Наиболее популярными вкладами, обеспечивающими Банку долгосрочную ресурсную базу, являются сезонные вклады с дополнительными преимуществами – возможностью приходно-расходных операций и ежемесячной капитализацией процентов.

Приоритетной задачей 2012 года является ускорение прироста депозитной базы, в первую очередь за счет предоставления качественного и комфортного банковского сервиса. Предполагается повышение лояльности имеющихся клиентов за счет предложения специальных условий по вкладам наиболее приоритетным категориям: участникам зарплатных проектов банка «Возрождение», пенсионерам, сотрудникам бюджетных организаций.

Вверх

Кредитование

В отчетном периоде общий объем розничного кредитного портфеля Банка увеличился на 7,7 млрд рублей, прирост составил около 46,7%. В конце 2011 года Банк провел сделку по секьюритизации части ипотечного портфеля на сумму 4 млрд рублей.

Рост кредитного портфеля Банка в первую очередь был связан с увеличившимся спросом на покупку жилья с участием кредитных средств. Объем выданных ипотечных ссуд в отчетном периоде составил около 63% от общего объема розничных кредитов, предоставленных в 2011 году. При предоставлении потребительских кредитов Банк ориентировался на клиентов с подтвержденными и стабильными доходами, главным образом на участников зарплатных проектов банка «Возрождение», корпоративных программ, сотрудников бюджетных организаций, крупных предприятий, отвечающих требованиям Банка, вкладчиков и тех, кто уже имел положительную кредитную историю.

Одной из приоритетных задач 2011 года являлось сохранение высокого качества кредитов. Доля проблемной задолженности в общем розничном кредитном портфеле снизилась с 5,36% (на начало года) до 2,59% (на конец года).

Ипотека

Рост розничного кредитного портфеля банка «Возрождение» в 2011 году в первую очередь связан с существенным увеличением объемов ипотечного кредитования. За отчетный период объем портфеля ипотечных кредитов вырос на 56,9% с 9,9 млрд рублей до 15,4 млрд рублей (с учетом проведенной секьюритизации).

Розничный кредитный портфель, млн рублей

Скачать график в формате XLS


Качество розничного кредитного портфеля

Скачать график в формате XLS

В целях увеличения объемов ипотечного кредитования в 2011 году банк «Возрождение» пересмотрел ряд условий в пользу клиентов: отменена комиссия за организацию и сопровождение кредита, запущена коллективная схема страхования, утверждены новые партнерские программы.

В отчетном периоде банк «Возрождение» активно развивал партнерские программы с риэлторами, застройщиками и корпоративными клиентами, а также заключил ряд соглашений с новыми партнерами. Это позволило обеспечить стабильно высокие объемы выдачи кредитов на протяжении всего года.

Несмотря на непростую ситуацию с ликвидностью в банковской системе, в декабре 2011 года банк «Возрождение» в кратчайшие сроки успешно провел сделку по секьюритизации ипотечных кредитов. Облигации класса «А» на сумму 2,931 млрд рублей были размещены по открытой подписке на ММВБ, облигации класса «Б» на сумму 1,14 млрд рублей были выкуплены Банком. Международное рейтинговое агентство Moody’s присвоило облигациям класса «А» кредитный рейтинг Ваа2. Цена за одну облигацию составила 1 000 рублей, что составляет 100% от номинальной стоимости. Облигации подлежат полному погашению 10 августа 2044 года.

Сделка по секьюритизации ипотечных кредитов позволила Банку привлечь долгосрочное финансирование для фондирования активных операций, а также повысить ликвидность банка «Возрождение» в долгосрочной перспективе.

Потребительское и автокредитование

В течение отчетного периода банк «Возрождение» последовательно улучшал привлекательность условий по программам потребительского и автокредитования: по отдельным продуктам были увеличены срок кредитования и максимальная сумма кредита, предусмотрена возможность кредитования под залог приобретаемого земельного участка, машино-места или залога прав требования на него.

В результате за 2011 год размер портфеля потребительских кредитов банка «Возрождение» увеличился с 4,3 млрд рублей до 6,3 млрд рублей, а объем выданных в отчетном периоде кредитов достиг 5,8 млрд рублей. До конца 2012 года Банк намерен увеличить портфель потребительских кредитов свыше 9,0 млрд рублей.

Вверх

Платежи и переводы

Увеличение комиссионных доходов является одним из приоритетов развития розничного бизнеса банка «Возрождение». Продукты, генерирующие комиссии, обеспечивают Банку стабильную доходную базу. В 2011 году через Банк совершено 16,7 млн операций по розничным платежам и переводам. Финансовый результат Банка по расчетным операциям за год вырос на 11%. Банк «Возрождение» намерен сохранить такую динамику прироста и в 2012 году.

Ключевые факторы для развития комиссионного бизнеса – это количественное и качественное усиление пула партнерских организаций, совершенствование банковских технологий и повышение качества обслуживания клиентов. На сегодня Банк осуществляет прием платежей от населения в адрес более 5,3 тыс. организаций, более 1 тыс. из которых сотрудничают с банком «Возрождение» по прямым договорам. Среди них такие системообразующие получатели, как Мосэнергосбыт, Мособлгаз, «Ростелеком», «Большая тройка» операторов мобильной связи, региональные службы ЖКХ, территориальные подразделения государственных учреждений.

В настоящее время расчетные услуги доступны клиентам Банка в 157 офисах продаж и на устройствах самообслуживания, в числе которых 785 банкоматов. В 2011 году установлено 40 платежных терминалов как на собственных площадях, так и в помещениях партнерских организаций. Это позволило увеличить скорость обслуживания клиентов в кассовых узлах филиалов банка «Возрождение» и повысить общее качество услуг через перевод мелких массовых операций на устройства самообслуживания. За отчетный период через терминальную сеть было проведено 300 тыс. платежей на сумму 260 млн рублей в адрес 440 различных организаций.

Банк намерен активно развивать бизнес платежей и переводов через территориальное расширение терминальной сети и наполнение меню терминалов новыми сервисами. В 2012 году также планируется запуск совместных проектов банка «Возрождение» с крупнейшими платежными системами и системами денежных переводов.

Вверх

Кросс-продажи и обслуживание клиентов

С ростом межбанковской конкуренции в 2011 году банк «Возрождение» форсировал кросс-продажи. В отчетном периоде важнейшим фактором увеличения кросс-продаж стало предложение персонализированных розничных программ для корпоративных клиентов и организация партнерских программ с крупнейшими застройщиками и риэлторами при увеличении числа партнеров.

В работе с розничными клиентами Банк активно использовал SMS-рассылки и телефонные звонки, информируя сотрудников корпоративных программ о действии льготных условий по кредитованию, сообщая о приближении окончания сроков вкладов, изменениях графика работы отделений, установке новых банкоматов и др. В 2011 году для клиентов стал доступен сервис по заполнению экспресс-анкеты на сайте банка «-Возрождение» для получения предварительного расчета по кредитным и депозитным продуктам. Результатом данной кампании стала выдача кредитов на сумму 538 млн рублей.

В регионах присутствия также проводились активные кросс-продажи для участников зарплатных проектов Банка и сотрудников крупных организаций, отвечающих его требованиям. На конец 2011 года благодаря такой работе объем депозитов участников зарплатных проектов Банка вырос на 2,7%. Увеличение количества выданных кредитов, а также их объема за отчетный период составило 38,4% и 24,5%, соответственно.

Вверх

Приоритеты развития розничного бизнеса

В 2012 году банк «Возрождение» намерен сохранить темп роста розничного бизнеса. В области кредитования приоритетными задачами Банка останется активная работа по увеличению объемов кредитного портфеля и сохранение его высокого качества. Банк планирует дальше наращивать портфель ипотечных кредитов, а также на треть увеличить портфель потребительских кредитов. Кредитные продукты Банк намерен адресовать главным образом надежным клиентам, в том числе участникам зарплатных проектов, клиентам с положительной кредитной историей, сотрудникам бюджетных организаций и крупных компаний.

Ключевыми факторами роста розничного бизнеса станут расширение числа партнеров в реализации ипотечных программ, расширение сети устройств самообслуживания – в том числе в помещениях партнерских организаций, где клиенты получат возможность производить оплату услуг по месту их оказания.

Важным фактором роста в 2012 году будут кросс-продажи. Банк намерен поддерживать активные контакты с существующими, бывшими и потенциальными клиентами Банка. Важной задачей станет работа по увеличению числа вкладчиков и объема привлеченных средств клиентов. В рамках решения данной задачи Банк планирует введение пакетных услуг для держателей крупных депозитов и премиального сервиса для VIP-клиентов.

Вверх

Связаться с Отделом по связям с инвесторами

Тел:  +7 (495) 620 9071
Факс: +7 (495) 620 1953
Сайт: http://www.vbank.ru
e-mail:  investor@voz.ru

  • Поделиться

    Интересная статья? Поделитесь с другими:

  • Версия для печати
  • Добавить в избранное
  • Отправить на e-mail
  • Обратная связь
Корзина печати
Разделы по теме:
Связанные ссылки: